Манк: главный фильм 2020 года
На Netflix вышел новый фильм Дэвида Финчера «Манк» о голливудском сценаристе Германе Манкевиче, который написал сценарий к великому «Гражданину Кейну» Орсона Уэллса.
В главной роли – Гэри Олдмен, в меру помятый и потрепанный для роли талантливого алкоголика, погрязшего в цинизме, ехидстве и супружеских изменах. Манка (так сокращают фамилию Германа Манкевича все, кто его хорошо знает) склоняют к работе с «молодым дарованием», а это никто иной, как Орсон Уэллс, которому на тот момент было всего 25 лет.
Уэллса сыграл 39-летний британец Том Бёрк, которого я последний раз видела в сериале про журналистов «Час», а в «Манке» совсем не узнала: шекспировская борода придала ему некоторую суровость, хотя в целом Уэллс Финчера получился более чем нейтральным, без ауры «злого гения».
Другие яркие персонажи «Манка» – это:
- всем известные кинопродюсеры Луис Б. Майер в исполнении Арлисса Ховарда (слишком комичный) и Дэвид Селзник в исполнении австралийского актера Тоби Леонарда Мура (слишком серьезный),
- певица Мэрион Дэвис в исполнении звезды мюзикла «Мамма Миа!» Аманды Сейфрид
- и, конечно, прототип гражданина Кейна, медиамагнат Уильям Рэндольф Хёрст – эту роль Чарльза Дэнса кинокритик Марк Кермод называет лучшей во всем фильме.
Фанаты «Кейна» уже ругают «Манка» за недобросовестность: как же так, Уэллс же переделал сценарий, это полностью режиссерская работа. С ними спорят сторонники версии Полин Кейл: именно она в свое время оспорила единоличное авторство Уэллса, хотя с ее теорией многие не соглашаются до сих пор.
Но не будем забывать, что это художественный фильм, да еще и по сценарию, идея которого родилась у Джека Финчера, отца режиссера Дэвида Финчера, еще в 90-х.
При этом, несмотря на фильм-про-Кейна, это очень формальный фильм про Кейна-Хёрста и эпоху черно-белого Голливуда в целом. Пусть Финчера ругают, пусть называют презренным термином «реконструктор» и приписывают ему жанр period film (историческое кино), его фильм «Манк» – это реконструкция в самую последнюю очередь.
Это даже не фильм о работе над сценарием одного конкретного шедевра. И даже не биография отдельно взятого сценариста. «Манк» рассказывает про нашу реальность куда больше, чем любой так называемый современный фильм.
Выборы в губернаторы Калифорнии показаны как бы фоном к основной сюжетной линии, хотя именно политические симпатии характеризуют героев фильма: Манк вроде бы поддерживает писателя Эптона Синклера, социалиста и идеалиста, а голливудские боссы «болеют» за победу республиканца Фрэнка Мерриама.
Риторика предвыборной кампании, речи, которые все они произносят в личных беседах и на светских раутах, частные поступки и общие настроения – всё это удивительным образом отражает текущий момент, в первую очередь, в США. Тут вам и экономический кризис, и страшная безработица, и всякая корпоративная чушь вроде «откажись-от-части-зарплаты-мы-же-одна-се
______________
Противоречия вокруг «Манка» в забавной графике. Цитаты из Полин Кейл и Питера Богдановича прилагаются.